Газета Прайм ру нет
Курсы валют от ЦБ РФA EUR 89,57 USD 74,58 PLN 19,73
Последние новости
Все новости

Войлок, стреляющий прямо в сердце

Маргарита Неугодова,

undefined
Беспримесная радость детства
Фото: Центральный выставочный зал 
Художник Ирина Андреева перевела мир своего детства на язык реальности. И Млечный путь, и старенькие хрущевки, и карусели в натуральную величину, окно со скрипучей рамой и геранью на подоконнике — все трогательное, мягкое, податливое, родное. И все это часть внутреннего мира художника Ирины Андреевой. Мир её детства, который она как талантливый автор взяла и перевела на язык реальности. Материалом для перевода стал войлок — тот самый клочок шерсти, из которого катают валенки многие сотни, а может быть, даже и тысячи лет.

Ирина Андреева — ведущий российский художник-скульптор, основатель жанра «валяная скульптура», многократный лауреат международных художественных фестивалей и выставок — родилась в Сарапуле, училась в Ижевске, живет в Москве. Ирина работает с удивительным материалом — дикая шерсть — в технике «мокрое» валяние уже лет 25. Последние десять — серьезно. За это время созданы четыре коллекции. Это полноценные художественные истории. Они гастролируют по музеям страны и даже за границей: работы Андреевой находятся в музейных и частных коллекциях России, Германии, Бельгии, Англии, Америки, Канады, Латвии, Эстонии, Японии и других стран.

Одну из коллекций — «Притяжение зимы» можно увидеть в Центральном выставочном зале Перми. Передвижной выставочный проект уже привел в восторг тысячи зрителей во всей России. Это — трогательные истории, рассказанные в войлоке, о мечте, о детстве сегодняшних взрослых, о любви и тепле. Тонкие шерстинки воспоминаний, переплетаясь, воссоздают давно забытые моменты, оживляя их. Эта уникальная выставка переносит в особенный мир: дома, в которых светятся вечерние окна, уютные заснеженные дворы и удивительно живые, похожие на нас самих персонажи. Перед глазами зрителя разыгрываются целые истории, напоминающие сцены из прошлого каждого человека.

Все пространство выставочного зала застелено мягким покрытием. Здесь можно ходить босиком и вспоминать детство. Например, как катался с горки во дворе, как играл с друзьями. Как висел на турнике, катался на лыжах и коньках. Словом — вспомнить то настроение.

Настроение мастер создает с помощью множества деталей. Вот малыш сидит в санках: в шарфик заправлен носовой платок. На ногах валенки — самая теплая обувь. Этот ребенок — постарше, снарядился кататься на горке. У него и фанерка с собой, и варежки на резинке, чтоб не потерять. А тут ребята вернулись с прогулки. На чугунной батарее сохнет промокшая от снега одежда и обувь.

«Людей, чье детство пришлось на СССР, эта выставка трогает до глубины души, до мурашек по темечку. Здесь столько деталей воспоминаний, которые греют душу. Они наши всеобщие, — ностальгически вздыхает директор ЦВЗ Марина Фельдблюм. — Когда стоишь на краю горки и боишься скатиться вниз, а в горке-то всего 2 метра. Эти детские эмоции не купить ни за какие деньги. Их ничем не стереть. Выставка задевает особенный нерв. В детстве ты не концентрируешься на деталях. А художник видит эти детали, вспоминая свое детство. Она воспроизводит все до мелочей, до тонкостей. Ключик на веревочке на шее, ленточки в косичках, радио на стене, вязаные салфетки, варежки на резинке — бытовые мелочи, стертые из нашей памяти. Сейчас у всех евроремонт и не у всех есть чугунные батареи, где так удобно греть руки и куда так удобно засовывать валенок. И он обязательно высохнет за ночь, даже если ты доверху набил его снегом! Это наше прошлое, наша любовь к жизни, прежде всего. Художник на то и художник, что он умеет подмечать детали и делать из этих, удивительно мелких деталюшек, вещи, которые стреляют прямо в сердце. Она делает все, чтобы сохранить эти детали, чтобы вспомнить себя ребенком, почувствовать радость и тепло, ощутить материнские руки, после того, как тебя обожгли лед и мороз, когда ты набрал полные варежки снега…»


Да, подтверждает автор этих работ — в каждой из них много личных воспоминаний. Вот к примеру — дом-"хрущевка«, где живет мама мастерицы. А это — карусели, которые стояли во дворе. Их Ирина сделала почти в натуральную величину. Главное, говорит она, — чтобы зритель не остался равнодушным. И глядя на эти работы начал вспоминать что-то свое:
«Я помещаю зрителя в ситуацию, я снимаю с него кожу, чтобы он начинал чувствовать и обращался к себе, к своему сердцу. Это такой метод погружения людей. Я создаю этот метод погружения в принципе, наверное, как режиссер создает кино, с помощью которого мы тоже погружаемся, мы испытываем созвучные какие-то моменты».

«Притяжение зимы» — работа-посвящение ушедшим из жизни родным.
«Создаешь и благодаришь. Создаешь и снова благодаришь. Удивительно, от этого меняешься не только ты, но — ощущение! — что и пространство вокруг тебя. После этого проекта у меня начала выздоравливать мама…»


Ирина Андреева работает с овечьей шерстью. Тщательно промывает материал, а затем кропотливо и старательно создает валяные скульптуры. Это физически сложный и утомительный труд, требующий много терпения и времени, и оставляющий кровавые мозоли на руках.

Но идей у Ирины очень много, только успевай воплощать в жизнь:
«А руки только две и ты понимаешь, что можешь сделать только ты, никакие помощники здесь не помогут. Потому что это твое чувство и ты сам — инструмент, даже не столько руки инструмент. Здесь инструмент — сердце…»

Действительно, по силе эмоционального воздействия на зрителя искусство Андреевой сравнимо с поэзией, с искусством кино и театра. А подчёркнутая графичность композиций, многообразие оттенков серого и чёрного сближает их со станковой графикой. Она создает в войлоке не просто образы, предметы и композиции, а практически в натуральную величину объекты, объемные сюжеты-истории. Дело даже не в трудоёмкой технике исполнения, в которой она добивается невероятного. И даже не в масштабах её работ. Ирина создает самое главное — ту пронзительную искренность, которая сквозит в каждой детали её произведений и проникает в самую середину сердца, согревает душу и трогает до слез.


По словам директора Центрального выставочного зала (ЦВЗ) Марины Фельдблюм, концепция и креатура выставки — полностью заслуга Ирины Андреевой. А в ЦВЗ разумно решили не мешать творческому процессу, лишь чуть-чуть помогали технически.

«Мы счастливы, что удалось заполучить такую прекрасную, волшебную художницу и скульптора из Москвы, — делится Марина Фельдблюм. С войлоком — удивительным материалом, кроме нее, наверное, мало, кто работает не только в нашей стране, но и в мире. В таком объеме и с таким подходом, форматом, видением, пространственными решениями, сюжетными композициями — это уникальное явление в искусстве и культуре. Валяние — древнейшая традиция. Использование шерсти в прикладных целях — древняя традиция. Ее развивали практически культуры всех народов. Здесь уникальность в том, что народную технику и материал при правильном осмыслении художник показывает нам совершенно по-другому. Это безумно технически сложная история, которая ощущается нами как очень простая, виртуозная легкость. Когда дом народного творчества «Губерния» предложил этот проект, мы очень обрадовались, подвинули и раздвинули все наши плановые выставки. Все говорят: в этом году ощущения праздника в городе нет, всем грустно. Люди соскучились по чуду и волшебству, которое все не приходит и не приходит. А у нас его в избытке. И я говорю: приходите к нам. У нас безумно теплая, нежная, детская, радостная выставка».

«Мне чрезвычайно тепло и комфортно в пермском зале, — подчеркнула Ирина Андреева. — Обычно мне предлагают очень маленькие залы. А этот по графике подходит более всего. Хотя бывали и просторнее. Здесь помогают и круглые арки. Сам материал диктует более абстрактную форму, уходит от конкретики. И мне это очень нравится. В этом есть своя характерность».

Если поторопитесь, то вы еще успеете, получить подарок, от которого выздоравливают и душа и сердце: 16 и 17 января состоятся встречи с автором проекта, скульптором Ириной Андреевой. В это же время в Центральном выставочном зале будет представлен и фестиваль «Сочельник». Поверьте, выставка «Притяжение зимы» действительно возвращает беспримесную радость детства.


Комментарии к новости
Комментарии для сайта Cackle

Шеф - редактор: Шилова Марина Николаевна

Сообщить о новости

Спасибо за ваше обращение!
Скоро мы свяжемся с вами :)